самбатас

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » самбатас » Швейная мастерская » Костюм Древней Руси: общая информация.


Костюм Древней Руси: общая информация.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:
Можно заявить: мы реконструируем ТОЛЬКО снаряжение, оружие и технику боя. Мы турнирщики. Быт нам не нужен! Мировоззрение и обычаи туда же! Что еще может быть, кроме файта?
И тут на фесте рядом возникает чел, который вроде совсем-совсем ОТТУДА, из глубины веков. И видавшая виды рубашка-то на нем так естественно сидит, и обувка выглядит вполне надежной, вношеной – и никак не современной. Кошель пошит аккуратно до тошноты, скудная вышивка по подолу и рукавам таки «в тему», на шее шнурочек с литым обережком. Реальный, или пригрезился с жары да под впечатлениями?
Правда, кошелек начинает играть «Skorpions» или передразнивать школьный звонок… Ага, не глюк. Наш. Реконструктор. Заморочился ж, бзз. Небось, не первый год выезжает…
Вовсе не значит, что парень только стариной и живет. Но ведь интересуется. Не только «настучать по голове», а обычной жизнью, миром, «ощущением реальности». И сейчас сам себе создает «эффект присутствия» в другом времени.

Ясно, что не каждому, читающему форум, интересны какие-то древние тряпки-побрякушки. Как не интересны сами по себе камни, оставшиеся на развалинах крепости. Или хронологическая таблица пограничных стычек и битв.
Интересно же – увидеть происходившее ВООЧИЮ, будь то кино, мастерски написанный текст или… таки игра.
Это для тех, кто на игры фыркает.
Что до боевщиков… Любители файта забывают, что реконструкции доспеха – только часть эпохи, и, к слову, весьма маленькая. Без знаний о повседневной жизни пусть и того же воина сама снаряга действительно только кучка спортинвентаря. Понятно, что в первую очередь интересно все военное. Но ведь не бегал дружинник в кольче и стеге на голое пузо. И кашу не руками брал (тем более не в горсти ее варил). И жил где-то, и в гости ходил. Вместо телека или нета новости на базаре или в пивной узнавал; а заместо джипа или крутой мобилы кичился чистокровной лошадью и… (а вот фиг вам, сами копайте – мне вспоминать влом).
Реконструируя древнего воина нелишне узнать, что за мир его окружал и воссоздать мелкие, «личные» детали того мира «на персонаже». Одежду, обувку, походную утварь; продумать манеру двигаться, говорить. «Сгенерить» его до мелочей.

КРАТКОЕ ИНФО ПО КОМПЛЕКСАМ КОСТЮМА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Все тексты (кроме ехидных комментариев) найдены в Интернете, но после весьма перемешаны и ужаты.
Желающим ознакомиться с исходниками, а также взглянуть на авторство, выложу ссылки.
Кого сейчас идентифицировала – подписываю отрывки. Часть текстов по ссылкам на данной странице не использовалась (мало/много, частично дублируется и т.п.)
- «Ролевой портал» Древнерусская одежда XI-XIII века http://www.flana.ru/ - (общий материал использовался в тексте, но есть другие статьи, поподробнее);,
- Официальный форум Славянского союза/Реконструкция костюма/Реконструкция Руси
http://ss4u.mybb.ru/forum-f42/  - (Максим Станиславич (КИР "Русская Земля") и др. статьи и обсуждения (обязательно уточняйте период – там много по поздним))
Не использовались, но дополняют инфо:
http://archcostume.narod.ru/index.htm - описания археологических находок и некоторые реконструкции;
Если кого-то, увы, пропустила – не нарочно; просто страничка с исходником где-то засеялась.

Прежде всего, говоря о славянах, следует определить, до какого периода существовали те или иные племенные имена. Первыми из летописей исчезают поляне (6452 (944) год), затем - древляне (6498 (990) год), новгородские словене (6526 (1018) год), кривичи (6635 (1127) год), дреговичи (6657 (1149) год), радимичи (6677 (1169) год), северяне (6691 (1183) год) и последними - вятичи (6705 (1197) год).1 После этого, говорить о реконструкции какого-то определённого племени неверно, скорее следует говорить о какой-либо конкретной территории.

МАТЕРИАЛЫ
Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи – шерсти, льна, конопли (конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в). Ткани IX-X вв. определённо изготовлены на вертикальном ткацком стане, о чём свидетельствует так называемая третья, или начальная, кромка, вытканная на четырёх дощечках с четырьмя отверстиями, характерная только для вертикального стана.
Не следует забывать, что существует региональная специфика. Например, у вятичей преобладали полушерстяные и шерстяные клетчатые ткани (пестрядь) с различным рисунком клетки, у кривичей же - ткани саржевого переплетения, сукно и войлок. В то же время общее у них то, что под шерстяной тканью найдены остатки тонких тканей полотняного переплетения.
Для льна характерны менее насыщенные цвета; желто-коричнево-зеленая гамма – цвета подешевле, красный и синий считались более дорогими. Шерсть имела более интенсивные окрасы и также была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой или полосатой. Впрочем, в разных местностях доступность (и стоимость) привозных красителей весьма разнилась. Вдоль торговых путей, несомненно, доступ к ярким дорогим цветам был выше.
Домотканые материалы (грубое сукно, холст) – основные, из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан.
Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шелковые или золотные ткани - тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами) , златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани (паволоки) и другие были привозными. Экспорт тканей в IX-XI вв. в основном шёл из Византии, Трапезунда, а также из греческого Херсонеса в Крыму, много тканей привозили непосредственно из Азии по торговому пути, шедшему по Хвалынскому (Каспийскому) морю и Волге. В "Слове о Полку игореве" упоминается среди самой ценной добычи "злато и паволоки и драгыя оксамиты". Привозные ткани зачастую доступны только богатым людям. Но и у горожан и крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски этих тканей, зачастую с местной вышивкой.
Меха: овчина, куница, белка, горностай, соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки. Овчина шла на простонародную зимнюю одежду. 

По способу плетения льняные ткани различались на: полотняные, саржевые.
Названия тканей:
Вретище – грубая ткань, рогожа, мешковина Толстина, Частина, Узчина - грубое льняное полотно.
Вотола, вОлота - еще более толстая ткань из льняного или посконного волокна.
Бель, понява - тонкое беленое полотно. Сермяга, опона - грубое полотно.
Волосень - более тонкое.
Льняные ткани были в основном небеленого и белого цвета (?! даа? – по-моему, на раннятину еще как окрашивались).
Шерстяные ткани - цвета натуральной шерсти (овечьей, козьей) или окрашивались в яркие цвета (наиболее распространены красный, зеленый, желтый и черный цвет).
Тканье из пряжи, окрашенной в разные цвета, давало пеструю (пестрядь, пестрина) или клетчатую материю.

Материалы для обуви:
Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти), кожи сыромятной и дублёной (юфть – толстая, опойка – более тонкая).
Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но к XIII веку преимущественно уже использовалась кожа.
Сыромятная и дубленая кожа - шла на обувь горожан и крестьян побогаче.
Юфть - толстая кожа.
Опойка - более тонкая кожа (телячья).
Хоз-сафьян - выделанная кожа коз.
(Составлено Дану)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА У РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ
Одежды были свободные, но неширокие; несколько короче византийских. Короткие одежды носить считалось неприличным.

НИЗШИЙ КЛАСС (далее н.к.) – крестьяне, городские бедняки (холопы/ ополченцы);
Грубая шерсть, грубый лён, конопля. Костюм низшего класса шьётся из неокрашенных тканей. Окрашенные ткани допустимы в ограниченном количестве (незначительными площадями).
Костюм крестьянки состоял из длинной рубахи.
Замужние женщины и девушки-невесты носили так же набедренную клетчатую одежду, что позднее называлась поневой. на голове девушки - венец или коруна, у замужней женщины - повой, кика или кокошник. на ногах - лапти с онучами или кожанные поршни, изредка черевики. В холодное время - серемяги из грубой шерстяной ткани.
Мужской крестьянский костюм состоял из штанов и рубахи, доходившей до колен и подпоясанным ременным или вязанным поясом, на котором висели (иногда на специальных бронзовых кольцах) разные необходимые предметы: огниво, гребень, иногда - небольшой нож. на голове - валяная шапка, иногда с нашитыми украшениями, на ногах - лапти с онучами или ногавицами, реже - черевики. В холодное время добавлялась вотола, серемяги из грубой шерстяной ткани, в зимние морозы - кожухи и овчинные шапки.

СРЕДНИЙ КЛАСС (далее с.к.) – тяглые, свободные ремесленники, торговцы, служащие/служивые (чёрные люди/вои/ десятники);
Шерсть различной выделки (в том числе привозное сукно), лён и конопля различной выделки, хлопок (умеренно), шёлк незначительными площадями. Могут сочетаться ткани разных цветов. По-прежнему рекомендуется использовать ткани скромных оттенков. Не нужно злоупотреблять дорогими цветами.
У рядовых горожанок - длинная рубаха, набедренная одежда типа поневы, головной убор - повой, кика или кокошник, на ногах - побольшей части сапоги. Поневу можно было подтыкать спереди, показывая богато вышитый подол рубахи.
У мужчин - рубаха, порты, но выходя на улицу, горожанин, по видимому, надевал еще и свиту. Одежду дополняли шапка и сапоги, пояс.
Горожане, как и крестьяне, носили на улице безрукавный плащ - вотолу, зимой - кожух (мужчины и женщины).

ЗАЖИТОЧНЫЙ КЛАСС (далее з.к.) – купцы, бояре, привилегированное воинское сословие (десятники/ старосты/посадники);
различные виды сукна, лён хорошей выделки, хлопок, шёлк.
В костюме зажиточного класса возможны вольности. Предлагается использовать оригинальные цветовые решения. Не стоит забывать о том, что говориться в предыдущих двух пунктах.
Парадный костюм мужчин - корзно (длинное, до икр), из-под которого видна одежда типа свиты и цветные сапоги, полусферическая, опушенная мехом шапка. Корзно и свита - из дорогих византийских материй, обшиты галунами. В качестве нательного платья - рубаха и порты, но из дорогих материй. Самыми нарядными считались одежда и обувь разных оттенков красного цвета - "червленые" и "багряные".
Женский богатый костюм состоял из длинной рубахи или платья (под ним могла быть еще рубаха), поверх которого надевали иногда еще одно, подпоясанное золотым поясом, платье, более короткое, с более широкими рукавами, так что были видны богато украшенные подол и обшлага рукавов нижней одежды. Дополняли одежду ждинные, застегивавшиеся на правом плече плащи, похожие на корзно, повои и цветные сапоги. Нет ни поневы, ни племенных украшений.
Маленький княжич мог быть одет как взрослые, только без корзна, в отличие от прочих детей, что до наступления половой зрелости носили только рубашки.
Одежду знати дополнял небольшой византийско-римский плащ корзно. Он напоминал античную хламиду и имел прямоугольную пли округлую форму. Плащ накидывали на левое плечо, а на правом застегивали пряжкой. Обычно свисавшие концы плаща прикрывали колени. Некоторые плащи накидывали па оба плеча и застегивали спереди под подбородком. Дополнением к мужскому костюму служили воротники-ожерелья, зарукавья, а также мешочек-кошелек – ко(а)лита, который подвешивали к поясу.

Характер военного костюма определялся вооружением постоянных противников - кочевников. Необходимой частью воинского снаряжения был шлем/шелом. Типичным был остроконечный шлем - «луковица». Отличительная особенность - отсутствие забрала. Зато необходимой частью его была бармица - кольчужная сетка, прикрепленная к шлему изнутри, спадающая на спину и плечи и застегивающаяся под подбородком.
Одежда богатых и знатных воинов отличалась дорогим шитьем. Известно, например, что в XIII веке старались взять воина в такой одежде (чаще будет златом оплечье шито") живым, чтобы получить выкуп.
В военной одежде уже очень рано появились и признаки, позволявшие отличать своих от чужих - элементы военной формы. Так, в 1016 году новгородцы сражались против киевлян в полотенчатых головных уборах, напоминавших восточные чалмы: перед битвой "рече Ярослав дружине: знаменайтеся, повевайте себе главы своя убрусом". Летописец, как и автор "Слова о полку Игореве", отмечает золотой шлем как признак князя-военачальника. Возможно, уже в те времена сложились те атрибуты полководца - золотой шлем, золотой плащ, золотой пояс, которые ярче отражены в источниках более поздних.
Поверх обычной одежды надевали сравнительно короткую, не доходившую до колен, кольчужную рубашку. Кольчуга надевалась через голову. Обычно ее подпоясывали (текст откуда-то из книги по истории костюма, кажись автор Киреева или Каминская)

ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДЫ
НИЖНЯЯ ОДЕЖДА
Рубаха, сорочица
По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). Существуют также иные варианты архаичного кроя.
Рукава на всех типах древнерусских рубах могли быть как прямыми, так и несколько сужавшимися к запястью. Рукава нательной рубахи были достаточно длинными и должны (при опущенных руках) достигать середины запястья. Цельнокроеные в плечах рубахи имеют прямую линию плеча, облегчая процесс кройки и шиться. Кроме того, рубаха подобного кроя не имеет швов на плечах. Однако лучше "сидит" рубаха с косой линий плеча. При этом "разница" в высоте ворота и плеча не должна превышать 2-3 см. Естественно, в этом случае, линия плеча рубахи разрезная.
н.к.- небелёный лён, конопля);
с.к.- белёный/небелёный лён;
з.к.- белёный лён, хлопок
м
В народе обычно носили одну холщовую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и верхней одеждой. Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Рубаха эта была прямой, но немного расширенной при помощи вшитых на боках клиньев. Наличие клиньев вызывалось необходимостью, так как на Руси обычно выделывали узкую ткань, шириной от 32 до 60 см. Рукава рубахи были вшитыми, длинными и узкими. Иногда вокруг кисти на рукава надевали зарукавья (прототип будущих манжет) — неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые.
Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди застегивали на пуговицу либо крепили шнуром. Ворот, подол, края рукавов могли украшаться вышивкой или оторачиваться тканью контрастного цвета. Носится навыпуск, поверх штанов и обязательно опоясывается нешироким поясом. Белая, синяя, красная ткань. Длина - до колен (иногда ниже).
ж
отличаетсяся от мужской только большей длиной -  до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды), но могла быть и значительно короче - до икр.
Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, по могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.
Рукава - так же весьма длинные. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). Спущенные, они намного превосходят длину руки. В домашнем быту рукава носили собранными. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Например, при ритуальных русальских плясках. Во время русалий, выпивая ритуальную чашу, женщина брала ее через спущенный рукав, в то время. как мужчина брал чашу непосредственно рукой. Возможно длинный рукав мог служить и своеобразным карманом.
Украшалась вышивкой или аппликацией из другой ткани у ворота, подола и концов рукавов, вероятно обильнее, чем мужская. Кстати, и дома ходили в вышитых рубахах, так как вышивка на одежде. помимо чисто эстетических функций, имела так же и охранительные.
   
Штаны (порты, гачи) (м)
обязательная часть мужской одежды — порты;  довольно ясно обрисовывали ногу, неширокие, длинные, сужающиеся книзу; о длине судить трудно, так как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи, но ясно, что они всегда были ниже колен, и, вероятно, не достигали щиколоток. Исследлватель Левашова считает, что штаны кроили из прямых полотнищ, в шагу вшивали ластовицу, пояс делали широкий, без разреза, на вздержке - гашнике, завязывавшейся вокруг талии.
Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а народ — холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали лапти.
н.к.- нижние (небелёный лён); верхние (небелёный лён, конопля, грубая шерсть);
с.к. - нижние (неокрашенный/белёный лён); верхние (неокрашенный/окрашенный лён);
з.к. - нижние (белёный лён, хлопок); верхние (окрашенный лён, хлопок, сукно, шёлк);

Набедренная одежда у женщин - «плахта», «понева»
Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром — гашником. Поневу часто шили из клетчатой полушерстяной ткани,.носили на вздержке, завязанной вокруг пояса так, что края ее немного расходились спереди, оаставляя открытым подол рубахи. Поневу можно было подтыкать спереди. Как называлась эта одежда в древней Руси - неизвестно. Предполагают, что название "понева», «понява " она получила не ранее XVI века. До того так называлась полотняная ткань или нижняя тонкая рубашка, хотя могли существовать под этим названием и шерстяные или полушерстяные ткани. Археологические находки позволяют предположить, что цвета клетки такой одежды были свои у разных этнических групп. Работая, женщины не надевали набедренной одежды (поневы)
Иногда Шерсть, суровая нитка (основа) + шерсть (уток)

Ноговицы (м/?) - аналог гетр. Но, по видимому, как и позже. ноговицы были принадлежностью одежды богатого человека.
Онучи (м) длинные, узкие полосы материи (до двух метров), вроде позднейших обмоток.
Копытца (м/ж) шерстяные носки. Их носили на голую ногу так же и женщины
н.к.- портянки/вязаные носки, онучи, ноговицы (небелёный лён, неокраш. шерсть);
с.к. - портянки/вязаные носки, ноговицы (небелёный лён, шерсть);
з.к. - портянки/вязаные носки, ноговицы (белёный лён, шерсть);

ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА
Запона и навершник (ж)
Обычным костюмом девушек была холщовая одежда - запона прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам по сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали. По праздникам поверх поневы или запоны надевали нарядную одежду-навершник, обычно из дорогой ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами. Навершник не подпоясывали.

Свита (м/ж)
Покрой - точных данных нет. Возникла как верхняя нераспашная одежда лесных жителей. Первоначально повторяла конструкцией рубашку, надевалась через голову. Свита, как и все одежды этого времени, была неприталенной, прямой, расширявшейся лишь книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Могла быть различной длины, но всегда прикрывала колени и в то же время была не длиннее чем до икр. В дальнейшем, оставляя цельным подол, стали делать разрез от шеи до талии. Подол стали делать и  отрезным, иногда присборенным.
Второй, более поздний вариант – под влиянием соседей-кочевников шились распашные спереди. Судя по изображениям, плотно облегала стан. Полы ее могли быть украшены вышивкой. Отделывалась петлицами, имела длинные узкие рукава и широкий матерчатый пояс. Зимнюю свиту подбивали мехом.
н.к.- неокрашенный лён, конопля, грубая шерсть)
с.к.- окрашенный лён, шерсть, сукно
з.к.- окрашенный лён, сукно, хлопок, шёлк

Плащи и…
вотола, мятль, киса, коць, корзно (кързно, корьзно). – различного покроя накидки и проч. верхняя одежда «на погоду» и «на престиж». По изображениям длина плащей колеблется от колен до пят. Попадаются как безрукавные распашные спереди образцы типа бурки, так и крой «полусолнце» или прямоугольник. Столь же различны и материалы (привозное и местное шерстяное сукно, обработанный от воды жиром холст, дорогие шелковые ткани); варианты с подкладкой и без.
н.к.- плащ
с.к.- плащ/однорядка [уточняя период]/опашень-охабень [у.п.](сукно,
з.к.- плащ/однорядка [у. п.]/опашень-охабень [у.п.](сукно, хлопок, шёлк)

Вотола
Верхняя плащевидная одежда. Возможно имела капюшон. Носили все - от смерда до князя.
Вид: безрукавный плащ, накидывавшийся на плечи поверх одежды типа свиты. Длина: до колен или до икр.
Крепился застежкой у шеи, но есть основания считать, что вотола смерда не застегивалась на пряжку или пуговицу, а завязывалась каким-либо шнуром.
з.к. и с.к.- толстая льняная или посконная ткань
н.к.- дорогие материи

Мятль
Это не исключительно восточнославянская форма плаща. Мятль носили и поляки. упоминается в основном у княжеских слуг, но нет оснований считать форменной одеждой. Высокий штраф, полагавшийся в том случае. если в драке был разорван мятль, позволяет думать, что это не был особенно грубый дешевый плащ. Покрой неясен.

Киса, коць
Разновидности плаща. Покрой неизвестен. Арциховский считает, что именно коць распространился в Западной Европе как «славоника» - "славянский плащ"
княжеско-боярская среда

Корзно
з.к.
Упоминания корзна в источниках связаны именно с князьями. Одевались поверх одежды типа свиты. Застежка на правом плече. Ткань: богатые яркие византийские материи, иногда с меховой опушкой. Длина - почти до пят.

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА
Кожух
Делался из шкуры животного мехом внутрь. Богатые или знатные шили дорогие кожухи, покрытые золотой византийской материей, украшенные каменьями.

Тулуп
н.к.
Нагольный овчинный кожух. Обычно носили люди из простонародья

Полушубок
Как явствует из названия - более короткий, нежели тулуп, так же делался из овчины (преимущественно). Если крестьяне и рядовые горожане носили кожухи, защищаясь от зимнего холода, то феодалы щеголяли в богато украшенной меховой одежде для престижа, возможно, и не в холодное время.

ОБУВЬ
Лапти (лыченцы, лычаки)
н.к.
Наиболее распространенная мужская и женская обувь. - обувь, плетёная из лыка липы, берёзы и других пород деревьев, которая крепилась с помощью длинных завязок - оборы, - пропущенных через борта и обматываемых вокруг ног; носилась поверх чулок, носков, ноговиц или обмоток. Наиболее архаичный вид обуви. Плелись из древесной коры или луба - лыка. Причем их плетение считалось только мужской работой, точно так же, как прядение и ткачество - женской. Лыковые лапти - преимущественно крестьянская обувь. Но делали их не только крестьяне, но и горожане.
В городах встречаются лапти смешанного переплетения - лыко с включением кожаных ремешков на подошве, или даже лапти, целиком сплетеные из кожаных ремешков. Лапти привязывали к ноге завязками — оборами, продетыми в боковые ушки лаптей.

Поршни (порабошни, постолы, моршни)
н.к.
кожа
Простейшая кожаная обувь. Делались обычно из одного прямоугольного куска сыромятной кожи, хотя бывало и из двух. Возможно, даже, что первоначально на эту обувь шла не кожа, а необработанная шкура зверей или мелких домашних животных.
Распространены среди крестьян, хотя и менее, чем лапти. У горожан считались обувью бедных. Иногда украшали на носке прорезями.
Повороз (обор) - кожаный шнурок, узкая лента, Обор - пеньковый. Поршни/лапти крепились ими к голени, перекрещиваясь несколько раз поверх онучей.

Черевики (черевья, башмаки)
н.к. и с. к
кожа
Более сложная обувь, носившаяся горожанами и зажиточными крестьянами. - мягкая обувь из дублёной коровьей или козьей кожи с отворотами выше щиколотки, цельнокроеная или из 2-х кусков кожи для верха и подошвы (известны 2 варианта - со швом сбоку, или со швом сзади); крепились с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки; часто украшались вышивкой. Изготовлялась, по видимому, сапожниками. Происхождение названия, возможно связано с материалом, из которого изготавливалась обувь - с чревием - кожей с чрева (брюха) животного. Представляют из себя кожаную обувь, сшитую из нескольких кусков, с пришитой мягкой подошвой и краями, закрывающими всю стопу несколько выше щиколотки. Спереди края расходились от подъема ноги.

Сапоги, полусапожки
с.к. и з. к
кожа
м
Наиболее распространенная обувь горожан. Крестьяне их почти не носили. Судя по археологическим находкам, в сапоги обувались горожане богатые и бедные, мужчины, женщины и дети. Но сапоги богатых горожан отличались лучшей выделкой кожи, яркими цветами (желтый, красный и т.д.), дорогим шитьем. Одевались поверх онучей, портянок или чулок. Изготавливались мастерами-сапожниками на деревянной колодке, без различия между левой и правой ногой. Их либо разнашивали по ноге, либо носили попеременно то на левой, то на правой. Сапоги имели мягкую, сшитую из нескольких слоев тонкой кожи, подошву без каблуков (жесткой подошвы не прослеживается), несколько заостренный или тупой носок, довольно короткие, ниже колена, голенища; верхник рай голенища срезался косо, так что спереди был выше, чем сзади, швы располагались по обеим сторонам ноги. Знать носила высокие сапоги из кожи различных цветов. Нарядные сапоги украшались выпушкой материи по краю голенища, шитьем цветными нитками и даже жемчугом.
ж
Женская обувь мало отличалась от мужской. Носили либо лапти с онучами, либо бескаблучные сапоги из цветной кожи. Эти сапоги часто вышивали.

ВОЛОСЫ, ПРИЧЕСКИ
м
Прическа в древней Руси могла быть различной, но наиболее характерной была стрижка волос ровным полукругом — «в скобку» и «в кружок». Обязательными считались борода (от виска до виска) и усы.
ж
Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора. который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам, подхваченные лентой, тесьмой пли повязкой, или заплетенные в одну или две косы, зачастую волосы придерживались венчиком. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке.
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется постоволосой, наказывался в Новгороде XII века высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной. Головные уборы зачастую отражали возрастные различия и состав семьи.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Венчик
ж
Полоса из металла, яркой материи, ткани с вышивкой нитью или из стеклянных бус, обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Не закрывал ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушки. Скреплялся или завязывался на затылке. Более скромные, чем коруна, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных землях Венец мог иметь зубцы треугольные или четырехугольные.
Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем.

Коруна
с.к.
Более сложный, богато украшенный венчик. Видимо носили ее богатые городские девушки, так как ценилась она очень высоко. Иногда делался на проволочном каркасе. Не закрывал ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушки.

Повой
Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом — повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке. Был наиболее распространен в северных и южных землях. Судя по изображениям, полотенчатый.
Обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускаля иногда и на плечи, оба конца могли свивать на грудь. Концы могли украшаться вышивкой.
женские головные уборы делятся на 3 типа.
ТИП I. Платкообразные и полотенчатые - ПЛАТ, ПОКРОВ, ПОВОЙ. Замужние женщины носили платки полностью покрывающие волосы.
1. Шерстяные и полушерстяные. Известны платки, расшитые бисером, бляшками, трапецевидными подвесками (Московская, Смоленская, Вологодская области), кроме того, в северо-западных районах Руси нередко находят ВИЛЛАЙНЕ.
2. Из пасконных нитей. В захоронении начала XI в. (Гомельская область) головной убор был украшен над челом полосой бляшек из оловянисто-свинцового сплава ромбической формы. В погребении конца XII в. (Минск) сохранилась белая лёгкая ткань полотняного переплетения (рядина) под ОЧЕЛЬЕМ, украшенным прямоугольным куском шёлковой ткани с вышивкой.
3. Шёлковые.
ТИП II. Сложные головные уборы из множества деталей (составные и шитые).
ВЕНЧИК мог комбинироваться как с первым, так и со вторым типом головных уборов.
ТИП III. Головные уборы ленточной конструкции.
Серебряные пластины с завитками на конце - налобные венчики - и орнаментированные пластины, воспроизводящие форму человеческого уха, - наушники.
Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус.

Убрус
н.к.- ?, с.к.-, з.к.
полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову поверх повоя и скалывали под подбородком. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета.

Кичкообразный
с.к.
Носилась в основном богатыми горожанками. наиболее распространен в древних Рязанских и Черниговских землях).
Делалась на каркасе. Очелье вышивалось.

Твердый кокошник, очелье
Кокошник встречается в северных землях. Делался на каркасе - из бересты, реже - кожи. Расшивался бляшками

Колпак/ Шапка
м
Неотъемлемой частью и боярского и крестьянского костюма была шапка. Шапки представляли собой различные варианты колпаков из сукна либо войлока. Они могли быть высокими и низкими, с околышем или без него. Мужской головной убор славян IX в. - шапка языческого времени - известен только по скульптурным изображением на идолах и представляет собой полусферическую шапку с околышем. Среди археологических находок более позднего времени есть валяная темно-серая шапка из г. Орешка и плетёная из сосновых корней летняя круглая шляпа с плоской тульей и довольно большими полями из Новгорода. Крестьянин побогаче носил так же шапку с нашитыми на ней металлическими украшениями, в качестве которых в XII-XIII веках зачатсую использовали кресты; в таких случаях нельзя считать кресты символами христианской религии, поскольку находят их и в языческих погребениях.
Сохранились фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет XII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе. К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также легкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков. Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетеные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком - например, с собственными родителями.
н.к.- валяный неокрашенный колпак, сшитая шапка или колпак с отворотами [уточняя период] (шерсть, лён)
с.к.- шапка с нашитыми на ней металлическими украшениями
з.к.- тафья [уточняя период]; сшитая шапка или колпак с отворотами
ж
Знатные женщины поверх убруса надевали шапки из дорогой ткани. Эти шапки внешне ничем не отличались от мужских. Они имели вид невысокого колпака с околышем или меховой оторочкой.

АКСЕССУАРЫ И УКРАШЕНИЯ
Пояс
м
ремень (с металлической пряжкой и бляшками) или тканый шнур (возможно с кистями)
н.к. - опояска сорочки [шнурок], пояс: примитивный кушак (шерсть), кожаный ремень с примитивной металлической пряжкой;
с.к. - опояска сорочки [шнурок], пояс: кушак/кожаный с металлической пряжкой и хвостовиком (шерсть, кожа);
з.к. - опояска сорочки [шнурок], пояс: кушак/кожаный ремень с металл. пряжкой, хвостовиком и бляшками/ расшитый нитками (шерсть, кожа)
ж
шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.
н.к.- опояска сорочки [шнурок], примитивный пояс-кушак (шерсть);
с.к. - опояска сорочки [шнурок], пояс-кушак (шерсть);
з.к. - опояска сорочки [шнурок], пояс-кушак (шерсть, хлопок, шёлк)

Торба (м/ж):
н.к. - сумка-«сухарка»/ заплечный мешок (полотно);
с.к. - кожа, полотно

Поясная сумочка/ кошель-калита (м):
с.к. - простая поясная сумочка,
з.к. – кошель

Гривна
м/ж
с.к. и з.к.
металлический обруч, носили на шее. Золотая гривна была своего рода знаком отличия или благоволения князя.
- в качестве названия мужского шейного украшения термин известен с XII в. Самые разнохарактерные (их носили также отроки-дружинники), встречаются с IX по XIII вв., возможно, в какой-то период были и денежными знаками, изготавливались из серебра, биллона, меди, бронзы, железа.
А) дротовые - из круглого в сечении дрота, который в горячем состоянии перекручивали, отчего на его поверхности появлялась винтообразная нарезка; застёгивались на груди, застёжкой, имеющей форму петли и крючка, или петли и многогранной головки;
Б) проволочные - иногда на них нанизывали бусины, или подвешивали монеты-привески, или оплетали кружевом из тонких проволочек;
В) витые - из двух-трёх круглых в сечении проволок, свитых в жгут, иногда более сложные, т.е. состоящие из нескольких сдвоенных проволок, перевитых сканой нитью;
Г) пластинчатые - орнаментированные серповидные; из пластины, согнутой в трубку;
Д) плетёные.

Ожерелье
м/ж
с.к. - ? и з.к.
делалось из металлических, каменных и стеклянных бус. В их составе встречаются так же и бронзовые бубенчики, которые иногда нашивали на одежду в качестве пуговиц.
а) в северных регионах в языческий период - синие зонные стеклянные бусы, иногда добавляются зелёные бусы, изредка тёмно-синие бусы с белыми, жёлтыми и красными глазками
б) металлические, каменные, стеклянные бусы, иногда бронзовые бубенчики
в) ожерелья состояли из ниток бисера, бус и какой-нибудь металлической привески.
В торжественных случаях на верхнюю рубаху надевали ожерелье - закругленный неширокий воротник, лежащий вокруг шеи и застегивающийся сзади на пуговицу. Его богато украшали, а иногда вышивали жемчугом и каменьями. Так как воротник был съемным, его можно было надевать к различным одеждам.

Пьрстень, кольце
м/ж
- известен с XI в. в значении украшения на пальце руки, иногда в значении перстня с печатью,
- встречается с XIII в., иногда означает ушное украшение. У вятичей наибольшее распространение получили решётчатые перстни

Набор пояса
м
н.к.- ?, с.к., з.к.
У бедного человека украшения ограничивались пряжкой и бляшками - "набором пояса".

Пряжка у плаща
м/?

Бармы
м
з.к.
драгоценная регалия князей - в ту пору представлявшие собой цепь из серебряных позолоченных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями

Пуговицы/ застежки
с.к., з.к.
Длинная верхняя одежда богатого человека моглаиметь по борту фигурные парные застежки

ж
В курганных древностях можно выделить две большие группы, различные по исходному материалу: изделия из металлов и изделия из стекла. В X—XV вв. использовались также костяные и деревянные украшения, а в костюмах   горожанок   Северо-Западной   Руси — янтарные.

Височные кольца
ж
Подвешивались на лентах, или ремешках к головному убору, вплетались в волосы, могли использоваться как серьги. Изготавливались из серебра, бронзы, меди; именно по височным кольцам можно было отличить женщин разных племён (кроме того, у некоторых племен наблюдался обычай ношения на головном уборе мелких колец по количеству лет девушки).
А) проволочные: с 1-2 завитками, S-образные - северяне (по 2-4 с каждой стороны головы), дулебские племена, смоленско-полоцкие кривичи (браслетообразные завязанные височные кольца).
Б) щитковые (проволока раскована местами в пластинки) - словене ильменские (ромбощитковые, овальнощитковые, часто подвешенные к серебрянному или бронзовому тонкопластинчатому головному венчику)61;
В) лучевые и лопастные (литые, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части) - радимичи, вятичи (самыми ранними были семилопастные кольца с округло-расширенными лопастями, лишёнными орнаментации (XI-нач.XII вв.); лопасти колец XII-XIII вв. приобретают секирообразные очертания, появляются боковые колечки, щитки орнаментируются сначала заштрихованной полосой в один, а затем в два ряда);
Г) бусинные (из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами): однобусинные, трёхбусинные, многобусинные - дреговичи. Трехбусинные височные кольца носили на кольце, прикрепленном к крайнему звену колодочек или на кольце к последнему звену.

Колты
ж
Наблюдается с 12-13 (?-бзз, не уверена) века. Носили подвешенными к венцу на ряснах - цепочках из колодочек. Т.к. находят, в основном, при раскопках городских поселений, вероятно, чаще были украшением представительниц городской и местной знати.

Браслеты-обручи.
ж
ОБРУЧЬЯ (с XII в. - украшение на руке) - преимущественно женское украшение, носившееся на запястье, реже - в области локтя, часто поверх длинного рукава.
а) круглопроволочные (дротовые), б) витые, в) ложновитые, г) кручёные, д) плетёные, е) литые, ж) полые, з) массивные, и) пластинчатые, й) створчатые

0

2

хорошо бы с картинками)

0

3

Увы, пока лапки не дошли выложить. В тексте ссылки на исходники текстов, там попадаются и изображения.

0


Вы здесь » самбатас » Швейная мастерская » Костюм Древней Руси: общая информация.